Взрослый: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? Почему его называют невидимкой?Дети: Воздух прозрачный, значит через него всё видно.
Взрослый: Ребята, посмотрите, что у меня?
Дети: Стакан.
Взрослый: А из чего он сделан?
Дети: Из стекла.
Взрослый: Значит стакан стеклянный. Посмотрите через него, вы видите что-нибудь.Дети: Да!
Взрослый: Значит стакан, какой?.
Дети: Прозрачный.
Взрослый А как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нём что-нибудь(ответы детей)Взрослый: А мы сейчас проверим.
ОПЫТ № 2. СО СТАКАНОМ
Взрослый На столе мисочки с водой и стаканчики. Надо перевернуть стакан вверх дном и медленно отпускать его в миску. Держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет. (ответы детей)
Взрослый: Мы узнали, что в стакане есть воздух, и отпускает туда воду. А теперь немного наклоним стакан, что появляется в воде?Дети: (пузырьки)Взрослый Правильно, воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. А как ещё можно увидеть воздух? (ответы детей)Взрослый Давайте возьмём трубочку, опустим её в воду и подуем. Что выходит из воды с пузырьками?Дети: Воздух.Взрослый Правильно. Мы с вами выдохнули воздух, потому что все люди дышат воздухом. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?Дети: Нет!Взрослый (берёт салфетку). А с салфеткой видно?Дети: Да!Взрослый: А ещё можно увидеть, как мы дышим зимой - что выходит изо рта? Дети: Пар.Взрослый ель: Давайте мы с вами покажем, как дышат наши носики.Дыхательная гимнастика:1. «Дыхание» Подыши одной ноздрёй и придёт к тебе покой.И. п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено; правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрёй делать длительный продолжительный вдох, как только вдох окончен, делать продолжительный выдох через нос (4 раза,- то же упражнение с левой ноздрёй.2. «Воздушные шарики». А теперь проверим, много ли воздуха у нас в груди. Давайте надуем шарики (дети надувают шарики и держат их). А теперь давайте чуточку отпустим, что вы чувствуете?Дети: Ветер.Взрослый Правильно, это ветер. Ребята, а вы знаете, что такое ветер (ответы детей)Взрослый Ветер - это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Ветер обладает силой. Он умеет двигать корабли, надувая паруса, вращать мельницы, сгибать деревья. А может ли ветер навредить человеку? (ответы детей)Взрослый: Правильно, ветер бывает разный: ураган, смерч, суховей, могут навредить людям, а лёгкий спокойный ветерок, приносит прохладу.А вы хотите на несколько минут стать ветром?
ОПЫТ № 3. С КАРАБЛИКАМИ.Взрослый Мисочки у нас превращаются в море. А вы будете ветры. Давайте подуем на воду. Что получается?Дети: Волны.Взрослый Чем сильнее дует ветер, тем больше волны (но во всём нужно знать меру). А теперь отпустите парусные кораблики, если подуть на него, что произойдёт?Дети: Кораблик плывёт.Взрослый Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?Дети: Начинается ветер и корабль может потерпеть крушение.Взрослый: А теперь возьмём веер и помашем им над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Значит ветер - это движение воздуха. Почему же воздух движется? Давайте проведём ещё один опыт.
ОПЫТ № 4. СО СВЕЧЁЙ.
Взрослый: Зажженную свечу подносим к приоткрытой двери. Если держать свечу над верхним краем двери, то пламя свечи будет отклоняться в сторону улицы. Если же свечу поставить на пол, то пламя будет отклоняться в сторону группы. Значит тёплый воздух лёгкий, он утекает из нашей группы на улицу, а его место занимает холодный. Так и на улице. Наша Земля нагревается неравномерно. Там где она нагревается сильнее, образуется потоки тёплого воздуха, которые устремляются вверх, а на их место несутся потоки холодного воздуха. Так и получается ветер. А может случится так, что во дворе нагреется весь воздух и улетит, а нам нечем будет дышать? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, этого не случится, если у нас греет солнышко, то в это же самое время где-то стоит холодная погода. И воздух там холоднее, а значит тяжелее. Потому холодный воздух мчится туда, где теплее, а тёплый, уже освободил место, поднявшись вверх. Вот и получается ветер (показ схемы.) Ясно теперь, кто подгоняет ветер, кто заставляет воздух летать с места на место? Не догадались? Тогда подскажу - это солнце. Оно греет землю не (равномерно)одинаково, всегда где-то холоднее. А если бы на Земле была одинаковая температура, то не было бы ни ветерка. Остановились бы тучи. Не было бы дождя, и началась бы засуха. Над городами повис бы дым от машин и заводов. Так, что плохая погода, это не так уж плохо. Ведь в это время далеко от нас другим ребятам весело светит солнце. Воспитатель: А как мы можем определить, если на улице ветер? Дети: По деревьям, с помощью ленточки, флюгера на доме, вертушки..